Описание
Игра как инструмент работы вожатого
никогда не проводится просто так. Она обязательно имеет цель, задачу,
технологию проведения. Например, цель игры-ледокола — снять напряжение в
коллективе, а среди задач можно выделить сплочение и улучшение атмосферы внутри
отряда. Какой может быть технология проведения игры?
Первый этап — подготовительный. Здесь
вожатый рассказывает коротко об игре: для чего она и чем будет полезна. Далее —
вводная легенда и объяснение правил. Даже если большей части ребят они
известны, все равно лучше их уточнить — обязательно найдется хоть один ребенок,
который не будет понимать, но постесняется об этом сказать.
Второй этап — основной. После объяснения
правил можно сыграть пробный раунд или перейти к самой игре. Вожатый становится
модератором: следит за соблюдением правил, предупреждает конфликты и
травмоопасные ситуации. При этом его вмешательство в игровой процесс
минимально, если игра того не предполагает.
Третий этап — завершающий. Как только
финальная точка игры достигнута, вожатый подводит итоги, которые по смыслу
должны быть связаны с целями из подготовительной части. Затем — подведение
результатов и награждение победителей и участников. Важно похвалить каждого
ребенка и завершить часть взаимными аплодисментами.
Четвертый этап — рефлексия. Вожатый
интересуется впечатлением детей, их самочувствием: что запомнилось ярче всего,
что понравилось или не понравилось и тому подобное. Если игра оставила
неприятный след или оказалась слишком сложной, вожатому необходимо заметить это
и скорректировать игру под особенности отряда.
Эта технология универсальна и работает
для каждой игры — запомните и используйте!