Описание
Как разрешить конфликтную ситуацию с
ребенком?
Быть наставником непросто: к каждому из
детей нужен особый подход. Если один ребенок подружится с вами и доверится в
первый день смены, то другой может долго показывать свои «иголочки» и попадать
в конфликтные ситуации.
Поделимся несколькими техниками для наставников,
которые помогут в проработке таких ситуаций:
Как установить контакт?
1. Смотрите непринужденно в глаза, легко улыбайтесь и показывайте свое
доброжелательное расположение.
2. Регулируйте дистанцию в зависимости от степени знакомства: физическую,
социальную, психологическую.
Как проработать
напряжение в беседе?
- Позвольте ребенку
выговориться.
- Поделитесь своим
эмоциональным состоянием в спокойной форме, констатируйте состояние ребенка.
Например: «Я вижу, что ты сердит на меня».
- Вспомните про то,
что объединяет вас: интересы, мнение и другое.
- Проявите интерес к
чувствам и переживаниям ребенка, покажите их важность.
- Если вы не правы или повели себя некорректно в ситуации — признайте это
- Предложите варианты разрешения конфликта, примите компромиссное решение.
Что НЕ НУЖНО
использовать в беседе?
-
Перебивать ребенка.
- Высказывать негативную оценку в любой форме.
- Упоминать о неравенстве: возрастной, социальной и других.
- Пренебрежительно относиться к ребенку, его заслугам.
- Повышать голос, применять психологическое насилие.
- Избегать контакт взглядов, намеренно выстраивать социальную дистанцию.
Помните: не бывает трудных детей. Бывают
ситуации недопонимания, которые всегда можно решить правильным диалогом.
Как
быть наставником?
Наставничество — эффективная форма работы,
основанная на доверии, честности, принципе сотрудничества. Существует три
модели наставничества в детском оздоровительном лагере:
●
Старший вожатый — вожатый
●
Вожатый — ребенок
●
Ребенок — ребенок
Поговорим подробнее о модели «вожатый —
ребенок». Через поддержку и наставление вожатый способствует формированию
личности детей, их физическому развитию, помогает отряду стать командой,
создает доверительную атмосферу, подготавливает к жизни и общественно-полезной
деятельности.
5 принципов работы вожатого как
наставника:
●
Принцип доверия
●
Принцип сотворчества
●
Принцип равноправия и уважения
●
Принцип содружества
●
Принцип сотрудничества
●
Принцип безусловной любви и принятия
Как может быть реализована такая модель
наставничества?
●
Вожатый обязан использовать в своей работе
каждый принцип: от безусловной любви до сотворчества.
●
Первое знакомство важно — с него
начинается дружба и работа с ребенком.
●
Вожатому следует принимать участие в
каждой детской деятельности: от выступления на сцене до работы в кружках.
●
Внутри каждого ребенка — особая Вселенная,
с которой нужно быть знакомым. Вожатому как наставнику необходимо знать
особенности детей и применять эти знания в своей работе. Например, если ребенок
тихий и неразговорчивый, то перед вожатым ставится задача аккуратно
адаптировать к коллективу и раскрыть его потенциал перед другими детьми.
Важно помнить, что наставничество не может
быть односторонним — это всегда взаимная работа со стороны как
наставника-педагога, так и детей.